Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Законно и добросовестно: в регионе подвели итоги общественного наблюдения за выборами
10 сентября 2024 г. на площадке Общественной палаты Самарской области состоялась итоговая пресс-конференция регионального Общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами в 2024 году.
«В соответствии с законодательством Общественная палата России, региональные общественные палаты являются операторами независимого общественного наблюдения за выборами, – напомнил Председатель Общественной палаты Самарской области, академик РАН Виктор Сойфер. – Для проведения оперативной работы решением Совета областной Общественной палаты был сформирован Общественный штаб по независимому общественному наблюдению за выборами в 2024 году, в который вошли 15 человек: помимо членов палаты, также электоральные эксперты, юристы, представители СМИ. Палата высоко оценивает деятельность этого штаба. В течение всех трех дней голосования в круглосуточном режиме работал Центр общественного наблюдения – структура, которая позволяет решать многие вопросы в рамках задач по общественному наблюдению, оперативного реагировать на то, что происходит на избирательных участках, обеспечивая прозрачность выборов. Со своей стороны благодарим всех, кто вместе с нами принимал участие в этой большой и очень важной работе, в том числе, студентов самарских вузов, работавших в ЦОН в качестве видеонаблюдателей, и тех, кто подготовил этих ребят».
В рамках трехдневного голосования 6, 7 и 8 сентября 2024 года прошли досрочные выборы Губернатора Самарской области, выборы депутатов Думы г.о. Новокуйбышевск VIII созыва и депутатов собраний представителей в отдельных сельских поселениях области.
«Весь тот многотысячный коллектив, который принимал участие в организации и осуществлении наблюдения на выборах, сделал не просто очень важную, а результативную работу, – подчеркнул председатель Общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами в 2024 году, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Вадим Чумак. – Выборный цикл завершен, выборы прошли в условиях достаточно высокой политической конкуренции. Трем дням голосования предшествовал серьезный, достаточно длительный этап подготовительной работы. Мы всегда уделяем большое внимание подготовке пула общественных наблюдателей, обучению кандидатов в наблюдатели. Особенность этих выборов заключалась в том, что это уже третьи крупные выборы в течение года, и большинство из тех, кто осуществлял общественное наблюдение ранее, – уже опытные, подготовленные люди, – вновь взяли на себя эту миссию. Важную роль на подготовительном этапе сыграло подписание соглашения о взаимодействии между Общественной палатой Самарской области и региональными отделениями политических партий. Всего на территории области действуют реготделения 24 политических партий, 8 из них, в том числе все 5 парламентских партий, приняли наше приглашение. Общественный штаб организовал и провел несколько круглых столов – дискуссионных площадок, на которых состоялся заинтересованный обмен мнениями, прошли обсуждения хода и итогов ключевых этапов избирательной кампании с участием представителей политических партий. В дни голосования кандидаты от партий имели возможность посетить ЦОН, принять участие в видеосвязи с муниципальными образованиями, в режиме реального времени получить информацию с мест, задать вопросы. Этой возможностью воспользовались пять из шести кандидатов в губернаторы Самарской области. В целом в регионе благодаря усилиям Общественной палаты, Общественного штаба была создана – в очередной раз – сложная многоуровневая система общественного контроля, которая показала свою эффективность. И мы можем с уверенностью констатировать – выборы прошли честно, прозрачно и законно».
«Совместно нам удалось привлечь к процессу общественного наблюдения значительное количество молодежи: как в качестве общественных наблюдателей, так и в качестве тех, кто осуществлял мониторинг в Центре общественного наблюдения. Отдельно стоит отметить, что молодые юристы осуществляли круглосуточный независимый мониторинг социальных сетей, той информации, которая поступала непосредственно с избирательных участков все три дня голосования. Каких-либо значимых нарушений избирательного законодательства зафиксировано не было. Можно также отметить максимально позитивный отклик о нашей работе со стороны избирателей: про существование Общественного штаба знают, информацию, которую мы доносим до избирателей, ценят, потому что она отвечает критериям достоверности и законности», – прокомментировал сопредседатель Общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами в 2024 году, председатель Исполнительного комитета Самарского отделения Ассоциации юристов России Алексей Кокин.
В дни голосования в Самарской области работала член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Сморода, которая несколько раз посетила региональный ЦОН и дала высокую оценку тому, как выстроен в регионе процесс общественного наблюдения за выборами. «Внешний экспертный взгляд на нашу работу совпадает с нашим собственным ощущением в оценке результатов нашей деятельности, – заметил Виктор Сойфер. – Накоплен большой опыт, который, безусловно, пригодится в будущем».
С 6 августа 2024 года на территории региона работала Общественная «горячая линия» связи с избирателями: совместный проект Общественной палаты Самарской области и Нотариальной Палаты Самарской области реализуется в рамках крупных выборных кампаний с 20009 года.
«На Общественную «горячую линию» в этот раз поступило 84 обращения, из которых 44% составляли вопросы социально-бытового характера. В компетентные органы направлены 35 экспресс-сообщений, на 27 из которых уже получены ответы, более половины из них (15) содержат решение вопросов (либо информацию о том, что вопрос находится в стадии решения). Серьезных сообщений о нарушениях в дни голосования не поступало. В основном избиратели уточняли местонахождение УИК, задавали вопросы, связанные с отсутствием их в списках избирателей, либо с включением в список тех, кто снят с регистрационного учета. Такие вопросы решались сразу в рамках взаимодействия с избирательными комиссиями», – рассказала руководитель пункта Общественной «горячей линии», Президент Нотариальной Палаты Самарской области, член Общественной палаты Самарской области Галина Николаева, вместе с тем обратив внимание: звучавшие от жителей региона вопросы, касающиеся избирательного процесса, должны быть учтены на будущее. Кроме того, Общественная «горячая линия» еще раз показала необходимость проведения разъяснительной работы, информирования избирателей со стороны избирательных комиссий о проведении выборов.
Стоит отметить, что особое внимание в рамках общественного контроля уделялось вопросам реализации избирательных прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания Самарской области. Эта деятельность курировалась областной Общественной наблюдательной комиссией. Еще в августе члены ОНК совместно с Уполномоченным по правам человека в Самарской области Ольгой Гальцовой и представителями прокуратуры посещали места принудительного содержания, осматривали помещения, предназначенные для проведения процедуры голосования, давали рекомендации по оформлению помещений, проводили беседы с находящимися под стражей по вопросам реализации их избирательных прав. Непосредственно в дни голосования члены ОНК проверили организацию и ход голосования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, соблюдение их права на участие в выборах. Жалоб на какие-либо нарушения от голосующих лиц и членов соответствующих УИК членам ОНК не поступило.
«К выборам, как важнейшему политическому событию, было приковано внимание всех избирателей, в том числе, конечно же, электората отдельных политических партий; при этом партии в рамках этой избирательной кампании проявили высокую сдержанность в реализации своих интересов, достижении целей. Политическая система России, наша партийная система движутся по пути обеспечения легитимности политических процессов. Этому способствует и работа Общественной палаты Самарской области, которая не так долго является оператором по формированию пула наблюдателей (соответствующие изменения в законодательство вносились с конца 2017 года), но при этом с 2010 года мы уже наблюдали за ходом голосования, используя различные доступные инструменты. Так, Общественный комитет «За честные выборы», созданный в качестве постоянно действующей рабочей группы палаты, был не только инструментом наблюдения за голосованием, но и площадкой для подготовки экспертов в сфере электоральных отношений. В рамках этой избирательной кампании Общественная палата также реализовала свой потенциал, который установлен действующим законодательством. Важно, что наши наблюдатели не были источником конфликтов, а стремились полностью обеспечить реализацию прав избирателей. Нет никаких предпосылок для того, чтобы сомневаться в законности, добросовестности проведения этой избирательной кампании. Выборы имели легитимный характер, и сформированная публичная власть тоже легитимна», – подчеркнул сопредседатель Общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами в 2024 году, председатель Общественного комитета «За честные выборы», член Совета Общественной палаты Самарской области, профессор Виктор Полянский.