Меню
Горячие линии:
Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
8 (800) 700-89-89
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 260-37-19
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Главная
Новости
Новости Общественной палаты
Сбалансировать интересы дороги и пассажиров



Сбалансировать интересы дороги и пассажиров

Жители Самарской области ежегодно совершают более 15 млн. поездок пригородным железнодорожным транспортом. Пригородные электрички популярны в первую очередь потому, что поездка на них пассажирам часто обходится значительно дешевле (порой на 40-50%), чем на автотранспорте. Между тем, осуществляя перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в условиях государственного регулирования тарифов, дорога несет существенные убытки; которые – предполагается – должны полностью компенсироваться из бюджета субъекта Российской Федерации. Однако в течение многих лет выпадающие доходы дороги компенсировались из бюджета Самарской области частично и покрывались за счет внутриотраслевого, внутреннего и перекрестного субсидирования из прибыли от грузовых перевозок. Так, в 2009 году выпадающие доходы от пригородных перевозок по Самарской области составили – 535,2 млн.рублей, компенсировано из бюджета области – 67,4 млн. рублей, что покрыло выпадающие доходы только на 12,6%. В 2010 году выпадающие доходы от пригородных перевозок ожидаются в объеме – 900,1 млн.рублей, сумма компенсации из бюджета области составит – 60 млн.рублей, что покроет ожидаемые убытки только на 6,7%. При этом в 2011 году в соответствии с программой реформирования отрасли утвержденной Правительством РФ, перекрестное субсидирование прекращается, поскольку ОАО «РЖД» перестает владеть подвижным составом и не будет иметь доходов от грузовых перевозок, предоставляя только услуги инфраструктуры.
Специалисты отмечают: экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 3-4 раза выше ныне существующего. В последние годы дорога не раз была вынуждена идти на увеличение тарифов и сокращение размеров движения в пригородном сообщении – меры не только мало популярные в широких слоях населения, но и не приносящие ожидаемого положительного эффекта, так как тарифы на электроэнергию и материалы растут более высокими темпами.
«Организация железнодорожных пригородных перевозок – социально значимая задача. Мировая практика показывает, что этот вид деятельности всегда дотационный, поскольку неправильно перекладывать на плечи жителей всю экономическую составляющую цены проезда», – подчеркивает заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по экономике Дмитрий Прокопенко.
По мнению заместителя министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Андрея Черноталова, ни один регион не в состоянии полностью компенсировать убытки железнодорожников в связи с пригородными перевозками; и, поскольку с одной стороны, это социально-значимый вид деятельности, а с другой – государству принадлежит 100% акций ОАО «РЖД», компенсация должна быть в первую очередь государственной задачей. Судя по всему, на федеральном уровне также осознают остроту проблемы: при формировании федерального бюджета на 2011 год планируется предусмотреть бюджетные ассигнования на соответствующие цели. Минтрансом Самарской области заявка уже подготовлена. Однако, как отметила главный консультант министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Наталья Кортукова, средства из федерального бюджета предполагается выделять в виде софинансирования. Иными словами, чем выше сумма, заложенная на эти цели в областном бюджете, тем на более значительную сумму из федерального бюджета может рассчитывать губерния. Кроме того, по мнению чиновников, нужно четко определиться: речь идет о компенсации убытков дороги или выпадающих доходов?
По мнению члена Общественной палаты Самарской области Николая Прохоренко, руководству дороги следует обратить особое внимание на управление эффективностью. Дмитрий Прокопенко согласился: необходимо продумать логистику, оптимизировать ремонтную базу, сделать еще более доступной предварительную продажу билетов.
Гражданам также следует задуматься о проблемах любимого вида транспорта и стать более законопослушными: серьезная проблема, актуальная для всех регионов, – огромное количество безбилетных пассажиров. Как отметил генеральный директор ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» Евгений Силантьев, число «безбилетников» на ряде популярных направлений доходит до 50%. При этом на федеральном уровне штраф за безбилетный проезд хотя и сохранен, но ни сама дорога, ни какой-либо орган не обладают сегодня полномочиями его взимать. По сути, контролер может лишь вежливо попросить такого пассажира покинуть электропоезд на следующей станции. А системы контроля допуска, устанавливаемые на станциях, не являются препятствием для несознательных граждан.
Граждане и железная дорога должны пойти друг другу навстречу: только так будет достигнут баланс интересов.
По мнению участников заседания, дорожникам также стоит возобновить практику круглых столов и консультаций с руководством крупных предприятий, для работников которых пригородный железнодорожный транспорт является одним из основных. Заместитель председателя профкома ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Владимир Аксенов привел показательный пример: первая утренняя электричка приходит на станцию «Мирная» на несколько минут позднее, чем начинается рабочая смена на предприятии; при этом работники, заканчивающие смену в 16:00 и в 20:00 вынуждены ждать ближайшую электричку более часа. «Если график пригородных электропоездов не согласован с руководителями предприятий, и работники фактически не могут воспользоваться услугами дороги, возникает закономерный вопрос: оправданы ли огромные вливания бюджетов различных уровней в этот вид транспорта?», – подчеркнул председатель профильной комиссии Общественной палаты Михаил Федоров.
Итогом заседания стало решение членов комиссии Общественной палаты Самарской области в целом поддержать обращение руководства Куйбышевской железной дороги: пригородный железнодорожный транспорт – социально значимый вид транспорта; и общественность заинтересована в его сохранении и бесперебойной работе.