Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



Трудовая миграция: проблемы и перспективы
Согласно информации, озвученной начальником Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области Юрием Жирнягиным, Управлением за четыре месяца 2010 года на миграционный учет поставлено 49808 иностранных граждан. Подавляющее большинство въехавших составляют граждане государств-участников СНГ. Всего за четыре месяца 2010 года на территории официально осуществляли трудовую деятельность 8325 иностранных работников (из них в сферах строительства 3688, производства 1181, торговли 924, услуг 923, сельского хозяйства 772, транспорта и связи 359). При этом доля высококвалифицированных специалистов составила 1,2% от общего количества иностранных работников, получивших разрешения на работу в 2010 году.
Самарская область является чрезвычайно привлекательной для мигрантов из ближнего зарубежья, в особенности из государств Средней Азии. Сегодня вырисовывается обширный круг проблем, связанный с миграцией вообще и с трудовой миграцией, в частности.
Так, проблемным является вопрос непредставления иностранными гражданами медицинских документов, об отсутствии у них инфекционных заболеваний. УФМС по Самарской области вышло с предложением ФМС России о необходимости внести изменения в п. 8 ст. 13.1. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые позволят не выдавать территориальными органами ФМС России разрешения на работу сроком более 3 месяцев иностранным гражданам, которые не представили медицинские документы. Иностранные граждане, получившие неблагоприятные данные о состоянии своего здоровья, зачастую уже не обращаются за разрешением на работу, «растворяются» в обществе, пополняя число незаконных мигрантов и одновременно неконтролируемых разносчиков различных инфекций и заболеваний.
УФМС России по Самарской области совместно с ГУВД еженедельно проводится мониторинг миграционной ситуации на территории области. За нарушения режима пребывания, незаконное осуществление трудовой деятельности, нарушения правил привлечения иностранных работников и другим статьям гл. 18 КоАП РФ с начала года составлено более пяти тысяч протоколов об административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму – 19076,5 тыс. руб. Однако, как отмечают специалисты, большинство штрафов, наложенных на работодателей, взыскать не представляется возможным. Организации, привлекающие иностранную рабочую силу, нередко оказываются неплатежеспособными; некоторые попросту прекращают деятельность, не желая выплачивать штраф: дешевле приобрести лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
Наибольшая доля административных правонарушений приходится на граждан Узбекистана и Таджикистана; из стран дальнего зарубежья – на граждан Китая и Вьетнама. В 2010 году по судебным решениям выдворено 100 иностранных граждан, направлено 91 представление о закрытии въезда.
Общей для правоохранительных органов Самарской области является проблема отсутствия центров для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации, к которым применена мера административного выдворения с содержанием в специальном учреждении. В настоящее время содержание таких граждан осуществляется в трех специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД городов Самарской области. В общей сложности в них может содержаться всего 218 человек. Средние сроки содержания иностранных граждан в спецприемниках – 2-3 месяца. Причиной длительного нахождения иностранных граждан в спецприемниках являются отсутствие документов удостоверяющих личность и длительный процесс установления личности выдворяемых. Сами мигранты нередко идут на подлог документов, предоставляют устно неверные сведения (при этом, например, закон о правовом положении иностранных граждан в РФ не предусматривает, что иностранный гражданин должен предоставить нотариусу неопровержимые данные о месте проживания), заключают фиктивные браки. Непросто складывается взаимодействие с представительствами ряда стран ближнего зарубежья, в особенности Узбекистана, которые затягивают выдачу документов, подтверждающих принадлежность лица их гражданству.
Юрий Жирнягин обратился к членам Общественной палаты с предложением по итогам заседания выйти с инициативой в Правительство Самарской области и Губернскую Думу создать в Самарской области Центр для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации, к которым применена мера административного выдворения с содержанием в специальном учреждении.
Однако, по мнению члена профильной комиссии Общественной палаты Валентины Рузановой, необходимо задаться вопросом о том, насколько ситуация сложившаяся с миграцией отвечает интересам России: «Смысл и цель привлечения труда мигрантов – процветание страны. Однако сегодня наше государство очевидно только проигрывает. Мы, а не выпускающая страна, вкладываем средства в обучение иностранных граждан русскому языку. За счет бюджетных средств нашего государства решается проблема страхования иностранных граждан, вопросы их содержания в спецприемниках и многие другие. Безусловно, необходимо защищать права этих людей, но любое государство все же, прежде всего, должно заботиться об интересах своих граждан. Страны, направляющие граждан в Российскую Федерацию, должны четко осознавать, что они несут ответственность. Возможно, пришло время поднять вопрос о временных запретительных мерах на въезд трудовых мигрантов из ряда государств. Безусловно, нужно задуматься и о том, какие условия необходимо создать, чтобы наши граждане соглашались выполнять работы, для которых традиционно привлекается иностранная рабочая сила».
«В нашу компетенцию не входит контроль деятельности уполномоченных органов. Однако наша задача – выявить, четко обозначить проблему с позиции общественности и попытаться ее решить имеющимися в нашем распоряжении средствами», – подчеркнул председатель профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Валерий Колупаев.
14 апреля 2010 г. состоялась встреча Губернатора Самарской области Владимира Артякова с членами областной Общественной палаты.
Основная миссия Общественной палаты Самарской области, приступившей к работе в конце 2008 года – обеспечивать взаимодействие граждан и некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления. «Создание Общественной палаты стало знаковым событием в развитии институтов гражданского общества губернии. Сегодня значение Общественной палаты очень велико: за полтора года палата стала необходимым элементом региональной политической системы», – подчеркнул глава региона.
Об итогах работы Общественной палаты Самарской области рассказал Председатель палаты Виктор Сойфер. Его выступление дополнили председатели профильных комиссий палаты, акцентировавшие внимание на основных результатах и направлениях работы комиссий и рабочих групп.
Со времени начала работы палатой рассмотрен широкий круг значимых для населения области вопросов и проблем. В 2009 г. состоялось 4 пленарных заседания и 60 заседаний комиссий Общественной палаты, около 40 круглых столов, а также различные конференции, семинары и др. В прошлом году Общественной палатой было направлено более 500 писем и запросов в различные структуры; за первые три месяца 2010 г. направлено 120 писем. По мнению Виктора Сойфера, действующий состав Общественной палаты позволяет эффективно осуществлять функцию, возложенную на палату обществом.
«Общественная палата – своеобразный «усилитель» общественного мнения. Главное – она имеет возможность донести это мнение непосредственно до руководителей области, а также до Общественной палаты РФ. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что взаимодействие между властными структурами и Общественной палатой носит характер регулярного диалога, ведется эффективная и результативная работа. Социологические исследования показывают, что в Самарской области ситуация положительно отличается от других регионов: идет постепенное развитие гражданского общества, возрастает возможность населения влиять на принятие решений через институты гражданского общества и путем реализации гражданских инициатив», – подчеркнул Виктор Сойфер и поблагодарил главу региона за то, что для работы Общественной палаты Самарской области были созданы все необходимые условия.