Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



Еще раз об энергоэффективности
20 мая 2010 г. состоялось заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ, посвященное проблемам реализации на территории Самарской области Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поднятая тема как никогда актуальна: на днях Президентом Российской Федерации подписан указ, в соответствии с которым при оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления будут учитываться показатели, отражающие эффективность их деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Как сообщил в ходе заседания заместитель министра промышленности, энергетики и технологий Самарской области Михаил Овсянников, с момента принятия закона в Самарской области проведена определенная организационная работа: принят План первоочередных организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Самарской области, определен уполномоченный орган исполнительной власти. Между тем, каждый орган исполнительной власти региона координирует проведение мероприятий по энергосбережению своими подведомственными учреждениями. Реализация первоочередных задач региона в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возложена на вновь созданное государственное автономное учреждение Самарской области «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». В настоящий момент Агентством практически завершена подготовительная работа по разработке региональной программы энергосбережения; ведется организационная и методическая работа обеспечения разработки органами местного самоуправления муниципальных программ энергосбережения.
Однако область явно не укладывается в отведенные законом сроки: на сегодняшний момент программы по энергосбережению разработаны едва ли в половине муниципалитетов, хотя работа уже должна была быть завершена. Есть опасения, что муниципальные власти подходят к разработке документов формально. До сих пор не имеют программ по энергосбережению и большинство государственных и муниципальных учреждений. По мнению председателя профильной комиссии Общественной палаты Виктора Часовских, проблема кроется и в разобщенности структур, призванных решать вопросы реализации Федерального закона.
Что касается негосударственных предприятий разработка программ и реализация мероприятий по энергосбережению – вопрос заинтересованности руководства. То же можно сказать и про сферу ЖКХ.
Нужно отметить, что Федеральный закон предусматривает целый ряд мер, направленных на повышение активности в сфере энергосбережения, в частности: рассрочку потребителю платежей на пять лет по оплате услуги за установку приборов учета; установку приборов учета за счет муниципальных и региональных бюджетов отдельным категориям потребителей; возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако данных пунктов закона явно недостаточно. Так, по мнению Михаила Овсянникова, Россия могла бы взять на вооружение опыт Финляндии, где досконально прописан механизм частичной компенсации предприятиям, проводящим мероприятия по энергосбережению, средств на реализацию таких программ.
Решению стоящих перед регионом задач в области энергосбережения и энергоэффективности, по мнению специалистов, может послужить и использование положительного московского опыта: Мосэнергосбыт уже достаточно давно практикует заключение так называемых энергосервисных контрактов, что позволяет решить проблему источников финансирования энергосберегающих программ. Согласно контракту, клиент получает возможность в течение двух месяцев не платить за электроэнергию и тратит сэкономленные средства на энергосберегающую программу, а затем возвращает эти деньги с процентами Мосэнергосбыту, делясь той прибылью, которую заработал за счет реализации программы. Типовой энергосервисный контракт (до двухсот тысяч рублей) сегодня востребован предпринимателями, владельцами малого и среднего бизнеса, а также ТСЖ. Как уверяют специалисты, потенциал энергосбережения в типовых решениях составляет не менее 50%; проекты, например, по замене освещения окупаются для ТСЖ за год-полтора.
«В сфере ЖКХ, где, безусловно, энергопотери особенно велики и сосредоточена львиная доля потенциала для энергосбережения, первым этапом работы по энергосбережению и энергоэффективности должен стать учет тепловой энергии, воды, электроэнергии на источниках тепла и у потребителей энергоресурсов. Конечно, учет как таковой не дает экономии, но он является инструментом экономии. Вторым этапом должна стать разработка соответствующей системы мотивации для всех участников рынка ЖКХ – энергоснабжающих и жилищно-эксплуатационных предприятий, населения. Сегодня ни у кого, особенно у энергоснабжающих организаций, мотивации для энергосбережений нет. Между тем, тарифная политика должна поощрять экономию, а снижение цен должно происходить за счет конкуренции», – считает председатель профильной комиссии Общественной палаты Виктор Часовских, подчеркнув, что то, что подобный Федеральный закон принят в ситуации очевидного противостояния монополистов – уже значительный шаг вперед в области энергосбережения и энергоэффективности.
Важной задачей, по мнению членов комиссии, является информационная поддержка мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области разработан комплекс мероприятий по информированию населения, однако, средства на их осуществление пока не найдены. Члены палаты предложили Михаилу Овсянникову помощь в этом вопросе: члены комиссии регулярно проводят встречи с жителями г.о. Самара и других муниципальных образований и могли бы включать в повестки таких встреч вопросы энергоэффективности. Кроме того, прозвучало предложение от имени комиссии Общественной палаты обратится в областной минстрой, ресурсосберегающие организации и органы власти муниципалитетов с просьбой активизировать работу по созданию и реализации программ энергосбережения, проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.