Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Вопрос об «уравнивании» СО НКО с предприятиями малого и среднего бизнеса не должен стать самоцелью
Членами Общественной палаты Самарской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Законопроект разработан Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение пп. «л» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и направлен на совершенствование положений, регулирующих вопросы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. Текст законопроекта размещен на Федеральном портале проектов нормативных актов https://regulation.gov.ru для общественного обсуждения.
Законопроектом предполагается дополнение существующих форм поддержки социально ориентированных НКО таким видом, как «субсидирование юридических лиц в целях обеспечения предоставления займов и кредитов, гарантий и поручительств».
По мысли авторов законопроекта, его принятие позволит не только оказывать некоммерческим организациям поддержку в форме субсидий и грантов, но и представит возможность получения льготного кредитования и гарантий, позволит социально ориентированным НКО быть в равном положении с другими хозяйствующими субъектами, активно участвовать в оказании услуг населению, снизить издержки доступа к тем услугам, которые либо слишком дороги, либо отсутствуют на рынке.
«Предлагаемый законопроектом вид поддержки социально ориентированных НКО является необходимым мероприятием по реализации государственной социальной политики, – подчеркнула заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. – Вместе с тем, отсутствие в законодательстве четкого определения условий предоставления такой поддержки, а равно и отсутствие в законопроекте критериев отбора юридических лиц, имеющих право на предоставление субсидий, может привести на стадии правоприменения к вариативности толкования и неопределенности принятия решения о предоставлении государственных и муниципальных гарантий по обязательствам НКО. Формирование позиции относительно правоотношений, регулируемых законопроектом, возможно лишь в результате проведения совокупного анализа рассматриваемого законопроекта и подзаконных актов, регулирующих порядок принятия решения о предоставлении государственной и муниципальной гарантии по обязательствам НКО и его реализации. Однако в законопроекте отсутствуют сведения о возможности принятия актов, конкретизирующих порядок предоставления гарантий и субсидий, и их предполагаемом содержании. Кроме того, неясным остается вопрос, каким образом НКО будут изыскивать средства для осуществления кредитных обязательств, в связи с тем, что их деятельность не предполагает ориентацию на прибыль».
«Доступ НКО к кредитным ресурсам является возможным, но всегда остается ограниченным, так как связан с дополнительным риском, как для получателя кредита, так и для гаранта по кредиту: процентная ставка высока, собственное обеспечение кредита у НКО в большинстве случаев низкое. Дополнительный риск невозврата кредита и возникновения долговых обязательств социально ориентированных НКО в связи с введением новой формы поддержки связан также с нерешенностью до настоящего времени ряда вопросов нормативно-правового регулирования деятельности этих организаций: их учета, структуризации, дифференциации в зависимости от источников финансирования и величины доходов; само понятие «социально ориентированной» некоммерческой организации остается размытым», – отметила член Общественной палаты Самарской области Маргарита Вахтина. В силу указанных причин, по мнению эксперта, мера, связанная с введением нового вида государственной поддержки в виде субсидирования юридических лиц в целях обеспечения предоставления займов и кредитов, гарантий и поручительств, «представляется преждевременной, связанной с высокими рисками для социально ориентированных НКО и гаранта по кредитам».
«Вопрос об «уравнивании» социально ориентированных НКО с предприятиями малого и среднего бизнеса в вопросах получения такого вида поддержки не должен выступать самоцелью законопроекта. В настоящее время законодателем предусмотрены разнообразные виды поддержки социально ориентированных НКО, которые отвечают их природе и целям. До введения предлагаемой нормы есть необходимость урегулировать пробелы и противоречия действующего законодательства», – считает Маргарита Вахтина.
Мнения экспертов Общественной палаты Самарской области по рассмотренному проекту федерального закона направлены в Общественную палату РФ, на площадке которой в ближайшее время должны пройти «нулевые чтения» законопроекта.