Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Необходима опережающая разработка стандартов оказания социальных услуг
По запросу ОП РФ членами Общественной палаты Самарской области проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан Министерством финансов РФ и в начале августа этого года размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru для общественного обсуждения.
Основной целью законопроекта, по утверждению его авторов, является повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг путем создания правовой базы для привлечения к их оказанию негосударственных организаций и физических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Считается, что расширение практики приобретения государственных (муниципальных) услуг для физических лиц не только у бюджетных и автономных учреждений, но и у коммерческих и некоммерческих организаций в условиях добросовестной конкуренции создаст возможность внедрить одну из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм – возможность потребителя услуг самому выбрать место (организацию-поставщика), качество и объем услуг, которые гарантированы государством. Ведь негосударственные организации имеют очевидные преимущества перед государственными учреждениями: высокая мотивация сотрудников, возможность использования добровольного труда и возможность привлечения спонсорских средств, более широкий спектр оказываемых услуг, заинтересованность в применении нестандартных и инновационных подходов. Кроме того, государственные (муниципальные) учреждения просто напросто не всегда могут полностью удовлетворить спрос на госуслуги (например, в сфере дошкольного образования).
Но правовая база, регламентирующая привлечение негосударственных организаций к оказанию государственных и муниципальных услуг, содержит ряд недостатков, среди которых, в том числе, несоответствие процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», потребностям отбора исполнителей услуг. Отсутствие правовой базы, регламентирующей единые основы отбора исполнителей государственных и муниципальных услуг на конкурентной основе и организацию оказания таких услуг, не позволяет использовать потенциал негосударственных организаций в полной мере.
Однако, несмотря на то, что сегодня базовым регулированием в сфере оказания государственных (муниципальных) услуг является безальтернативность их оказания подведомственными органам власти учреждениями, предпосылки для перехода к конкурентным способам оказания государственных услуг пусть не в полной мере, но уже созданы. Так, определенный опыт применения механизмов конкурентного распределения объема государственных услуг сложился в сфере высшего и среднего профессионального образования. В регионах реализуются «дорожные карты» по повышению эффективности и качества оказания госуслуг субъектов Федерации и муниципальных образований, в рамках которых негосударственные организации привлекаются к оказанию услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и услуг дошкольного образования.
Разработчики законопроекта предлагают ввести новую форму оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, призванную обеспечить вовлечение негосударственных организаций в деятельность по оказанию данных услуг, – государственный (муниципальный) заказ на оказание от имени публично-правового образования социальных услуг. Законопроект должен стать рамочным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере: в нем предусматриваются порядок формирования и исполнения государственного (муниципального) заказа, способы отбора исполнителей услуг, порядок заключения и исполнения договоров (соглашений), заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг, положения о контроле за соблюдением уполномоченными органами, участниками отбора исполнителей услуг требований федерального закона.
Поддержав в целом идеологию представленного проекта федерального закона, члены Общественной палаты Самарской области сделали ряд замечаний «в целях более эффективной юридической формализации проектируемых норм».
«Для достижения обозначенной в законопроекте и пояснительной записке к нему цели необходимо детализировать стандарты качества услуг, раскрыть и конкретизировать понятие «показатель качества государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». В конкретизации нуждаются критерии принятия решений о выборе того или иного исполнителя государственного (муниципального) заказа», – считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. Кроме того, эксперт указала, в частности, на то, что в ч. 2 ст. 11 законопроекта предусмотрено, что «в случае несогласия исполнителя услуг с новыми условиями оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнитель исключается из Реестра исполнителей по сертификат», однако, в законопроекте отсутствуют нормы, определяющие срок такой «дисквалификации» исполнителя и возможность повторного включения его в Реестр.
«Данный законопроект создает условия для создания конкуренции между поставщиками услуг (при условии прозрачных и объективных критериев распределения бюджетных средств) за счет расширения круга исполнителей и увеличения доли социально ориентированных НКО; для более полного учета потребностей различных групп населения в социальных услугах и развития адресной поддержки; повышения качества предоставляемых услуг; объективной и полной оценки фактической стоимости оказания социальных услуг со стороны публично-правового образования; разработки стандартов качества предоставления социальных услуг; повышения финансовой устойчивости социально ориентированных НКО. Однако можно отметить и недостатки законопроекта, и дополнительные угрозы, которые могут возникать в связи с его принятием. Например, привлечение дополнительных поставщиков социальных услуг не должно носить принудительный характер, связанный с установлением обязательных квот на участие или создание более благоприятных условий для новых участников. Для выполнения поставленных законопроектом целей необходима опережающая разработка стандартов оказания социальных услуг, в противном случае возникает угроза снижения их качества», – подчеркнула член Общественной палаты Самарской области Маргарита Вахтина. Эксперт также отметила, что с принятием законопроекта возникают угрозы возрастания бюджетных расходов на оказание социальных услуг населению: с одной стороны, в нем предусмотрены субсидии государственным (муниципальным) поставщикам в переходный период, с другой, – стоимость услуг, которые последние оказывают в настоящее время населению, является заниженной. «Привлечение более широкого круга поставщиков социальных услуг будет способствовать установлению реальной оценки полной фактической стоимости оказания услуг», – уверена Маргарита Вахтина.
Все замечания и предложения самарских общественников направлены в Общественную палату РФ, на базе которой в начале октября планируется провести «нулевые чтения» рассмотренного законопроекта.